Основные цели, задачи, принципы и организация стандартизации в здравоохранении. Объекты стандартизации в сфере медицинских услуг. Основные направления стандартизации и структура системы нормативных

Целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения.

Основными задачами в области стандартизации в здравоохранении являются:

)нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации;

)создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи;

)установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении;

)нормативное обеспечение метрологического контроля;

)установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов;

)нормативное обеспечение сертификации и оценки качества медицинских услуг;

)создание и обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов:

)содействие обеспечению национальной безопасности страны.

Основными принципами стандартизации в здравоохранении являются:

)единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации (принцип единообразия);

)социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения нормативных документов в практической деятельности (принцип значимости);

)соответствие требований законодательству Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки (принцип актуальности);

)согласование предъявляемых к объектам стандартизации требований между собой (принцип комплексности);

)обеспечение возможности контроля заданных в нормативных документах требований объективными методами (принцип проверяемости);

)взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия при разработке и введении в действие нормативных документов системы стандартизации (принцип согласия).

Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются:

.Типовые процессы (процедуры) по оказанию медицинских услуг (основные целевые процессы - диагностические, профилактические, лечебные и реабилитационные; инфраструктурные общефункциональные процессы - организация управления, различные вспомогательные работы по обеспечению выполнения целевых лечебных процедур, процессы медицинского образования, воспитания, просвещения и агитации).

.Медицинская информация (исходная медицинская информация, в том числе субъективная симптоматическая информация; текущая медицинская информация, в том числе объективная резюмирующая диагностическая медицинская информация, полученная с применением инструментальных средств; информация по пропаганде медицинских услуг и здорового образа жизни).

.Медицинские средства (лекарства, биопрепараты, расходные вспомогательные медицинские материалы).

.Медицинская техника (медицинское оборудование, приборы и аппараты; медицинские инструменты и принадлежности; специальный медицинский транспорт).

.Здания и сооружения (здания поликлиник, больниц, стационарных и мобильных госпиталей; воздухоочистительные системы и др.).

.Типовые процессы организации связей сторон, взаимодействующих в сфере оказания медицинских услуг и медицинского страхования (связь между пациентами и медработниками; пациентами и страховыми компаниями; медицинскими учреждениями и страховыми компаниями).

Однако, как видно из данной классификации, разработанной представителями Госстандарта РФ, процессы медицинского образования и просвещения затерялись среди «инфраструктурных общефункциональных процессов», а медицинская информация, как таковая, понимается прежде всего как то, что должно отражаться в отчетной медицинской документации.

Стандарт в информации - это улучшение понимания и восприятия, весь процесс образования, включая разработку методических документов и учебных программ, преемственность в передаче опыта и его грамотное обобщение, аккредитация и аттестация и т. п. Учитывая это, именно создание единого информационного языка может стать законным приоритетом всего процесса стандартизации в здравоохранении.

За последние двадцать лет было разработано несколько крайне важных международных стандартов в области медицины и фармации.(Good Clinical Practice - Требования к клинической практике) - унифицированный стандарт проведения клинических исследований. (Good Laboratory Practice - Требования к лабораторной практике) - унифицированный стандарт по проведению лабораторных исследований. (Good Manufacturing Practice - Требования к качественному производству) - унифицированный стандарт производства лекарственных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...