Память больных детей дошкольного возраста

Особое место занимает проблема участия определенных мозговых структур в организации процессов запоминания и воспроизведения материала. Прежде всего, необходимо выделить существенно отличающиеся друг от друга модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти.

Модально-специфические нарушения памяти связаны с запоминанием материала, адресованного к определенному анализатору, и возникают при очаговых поражениях корковых зон левого полушария мозга. При локализации очага в левой височной области нарушается слухоречевая память. При поражении затылочной области головного мозга, связанной, как известно, с восприятием зрительно предъявляемых стимулов, дефекты памяти проявляются только в зрительной сфере. При поражении левой теменно-затылочной области могут иметь место дефекты памяти, тесно связанные с распадом пространственно анализа и синтеза.

Основной чертой всех этих нарушений является то, что они ограничены одной сенсорной модальностью.

Особое место в компенсации модально-специфических расстройств памяти (в частности, зрительной и пространственной) занимает перевод информации, предъявляемой зрительно или тактильно в речевой план. Скорее всего, восприятие информации, предлагаемой для запоминания, одновременно или в очень близких временных границах протекает по двум каналам: модально-специфическому и вербальному. Видимо, по этой причине исследование парциальных нарушений памяти в условиях активного воспроизведения, предполагающего речевое опосредование, не всегда позволяет выявить дефекты запоминания. Однако если оценивать эффективность запоминания по результатам узнавания, то есть переводить процесс актуализации следов в ту сенсорную модальность, к которой адресовался материал при запоминании, то модально-специфические различия выступают гораздо резче. Это обстоятельство позволило сформулировать гипотезу о возникающей при нарушении нормальной работы корковых зон анализаторов слабости гностического звена в сложном процессе переработки и хранения информации.

В то же время имеются факты, свидетельствующие о некотором снижении зрительной памяти при поражении височных систем левого полушария мозга. По-видимому, это явление обусловлено все той же причиной - материал воспроизводится (и запоминается), если это возможно, с опорой на речь.

Тот факт, что при работе с информацией любой модальности человек активно использует речевую систему кодов, не подлежит сомнению. Именно поэтому модально-специфические нарушения памяти, во-первых, часто могут не проявляться, скрываться за сохранностью речевых систем, а во-вторых, нарушения в речевой сфере могут оказывать отрицательное влияние на другие, специфические формы запоминания.

Модально-специфические (или общие) нарушения памяти проявляются при запоминании текущего материала любой модальности, часто сочетаясь с нарушениями сознания. Имеется огромное количество фактов, позволяющих связать нарушения этого факта с поражением неспецифических структур мозга, входящих в мембическую систему (круг Пейпица). Отмечается, что степень и характер мнестических расстройств могут быть совершенно различными: от грубого, массивного корсаковского синдрома с нарушениями сознания до клинически не проявляющихся стертых дефектов памяти, доступных лишь специальному экспериментальному исследованию.

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...