Память больных детей дошкольного возраста

В этой связи представляется необходимым коснуться вопроса о механизмах патологического забывания. Для объяснения этого явления обычно привлекаются две альтернативные гипотезы. Одна из них, известная как теория «распада следов», видит природу заболевания в том, что следы подлежат угнанию и исчезают со временем или под влиянием побочных воздействий. Патологическое забывание в рамках этой теории объясняется усилением и углублением процесса распада следов.

Вторая гипотеза, исходящая, в частности, из известных фактов, что многие следы хранятся в латентном состоянии и становятся доступными актуализации в специальных условиях, в качестве основной причины забывания выдвигает фактор тормозимости следов интерферирующими воздействиями. В результате интерференции следы как бы уходят ниже порога считывания, и для их актуализации необходимы процессы специального поиска.

Таким образом, теория интерференции смещает звено нарушений из области фиксации следов в область их хранения и актуализации и ставит процессы памяти в зависимость от нейродинамических факторов деятельности мозга.

Использование представлений о тормозимости следов интерферирующими воздействиями позволило создать специальные экспериментальные ситуации для выявления достаточно тонких (или компенсированных) нарушений памяти. Так, например, больному предлагается для запоминания серия из трех слов, после непосредственного воспроизведения которых вводится интерферирующая задача: запомнить еще одну серию из трех слов. Выполнение этой задачи приводит к резкому снижению возможности воспроизведения первой группы слов (Лурия и Климковский, 1969; Киященко 1973).

Говоря о степени выраженности нарушений памяти, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, форму организации материала, предлагаемого для запоминания. Таким материалом могут быть либо элементарные сенсорные стимулы, запоминание которых необходимо для сличения при последовательном предъявлении, либо более сложные стимулы (слова, движения, картинки с изображением предметов ил невербализуемых фигур и так далее), необъединенные по смыслу. Наконец, для запоминания может предлагаться материал, построенный по принципу смысловых систем (фразы, рассказы), где меняются как информационная емкость оперативных единиц памяти, так и внутристимульные отношения запоминаемых единиц, выстраивающихся в некую семантическую структуру. Исследования показали, что нарушения памяти не всегда распространяются на все эти формы организации материала. При массивных мнестических расстройствах одинаково страдает запоминание всех форм материала от элементарных до смысловых. При тонких, преамнестических расстройствах, возникающих при небольших опухолях гипофиза, нарушения памяти проявляются лишь в эксперименте с запоминанием двух конкурирующих рядов элементов, необъединенных по смыслу. Более того, создание возможностей для объединения этих элементов в смысловую структуру приводит к компенсации мнестического дефекта. При этом остается латентным и запоминания элементарных сенсорных стимулов (Киященко, 1973).

Во-вторых, степень выраженности (или глубина) мнестических расстройств определяется тем, какие из факторов (интерференция, слабость следов, нарушения избирательности) присутствуют в синдроме и насколько велико их отрицательное влияние. Оно может быть глобальным при корсаковском синдроме, когда текущие события и запоминаемый материал как бы «стираются» в памяти спустя короткий промежуток времени, или проявляться лишь в некотором снижении результатов воспроизведения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...