Исследование опосредствованной памяти (анализ создаваемых при опосредствовании связей, типов воспроизведения)

Критериями продуктивности опосредствованного запоминания были его абсолютная величина и коэффициент эффективности опосредствованного запоминания.

Данные исследования показывают, что у характеризуемых больных опосредствование в некоторой степени способствовало повышению результативности запоминания. Однако фактор опосредствования не смог выполнить своей функции в должной степени. Для объяснения этого явления необходимо обратиться к качественной характеристике процессов памяти, к анализу того, как осуществляется деятельность опосредствования.

Сформулированный таким образом подход облегчает выбор критериев, на которых базируется оценка экспериментального материала. Главным показателем, позволяющим судить о том, в какой степени используются различные вспомогательные средства, совершенствующие структуру запоминания, является анализ связей, создавшихся при опосредствовании.

Первым параметром, положенным в основу классификации связей, служит их содержательная сторона, характеристика тех признаков, которые используются при установлении опосредствующих звеньев. Связи, устанавливаемые разными группами больных при применении методики А.Н. Леонтьева, можно разделить на несколько видов:

. Использование адекватных значимых признаков, способствующих тому, что связь служит подлинным кодом запоминания. Средство кодирования может быть более или менее обобщенным, однако общим для всех связей этого типа является то, что они основаны на оперировании с признаками, связанными со значением слова и картинки.

Иногда к этим качествам связей примешивался элемент субъективизма - больные выражали то или иное отношение к изображаемому (явление, наблюдавшееся и у здоровых испытуемых), однако этот момент субъективизма сочетался с содержательным подходом, не нарушая его.

Заданное слово

Выбранная картинка

Объяснение испытуемого

Собрание Драка

Стул Нож

«тут люди слушали собрание и на стульях сидели» «когда дерутся, может один палкой, один кулаком стукнуть, другой ножиком пырнуть»

2. Синкретические связи, использование незначимых признаков, вследствие чего связь не способна быть кодом, улучшающим запоминание. Предметы, явления объединяются не на основании общих, свойственных им признаков, а в силу родства, устанавливаемого между ними во впечатлении. Л.С. Выготский определял такие связи, как связи «… без достаточного внутреннего родства и отношения между образующими ее частями, … диффузное, ненаправленное распространение значения слова, или заменяющего его знака, на ряд внешне связанных в впечатлении ребенка, но внутренне необъединенных между собой элементов».

Эти связи имеют следующие разновидности:

а) формальные, при установлении которых нередко основную роль играют чисто синкретические законы восприятия. Например,

Заданное слово

Выбранная картинка

Объяснение испытуемого

Собрание Собрание Дождь Пожар

Солнце Забор Доска Перо

«много лучей, количество» «народу много и досок много» «первая буква «д» «первая буква «п»

б) связи, основанные на эмоциональных субъективных факторах. Примеры подобных связей:

Заданное слово

Выбранная картинка

Объяснение испытуемого

Драка Горе Горе

Гусь Собака Лошадь

«у него воинственный вид» «у нее очень тоскливый вид» «у лошади, может горе, она грустная»

. Применение второго варианта методики опосредствованного запоминания - методики пиктограмм - позволило кроме аналогичных вышеприведенным видам связей обнаружить еще один их вид - конкретные, конкретно-ситуационные связи, описанные в свое время Г.В. Биренбаум (1934), Б.В. Зейгарник (1962). При опосредствовании по методике А.Н. Леонтьева эти связи внешне могли выглядеть как обобщенные, поэтому их выделение не могло быть четким. В большей степени они заметны при запоминании по методике пиктограмм.

Явление, описанное Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник, применившими эту методику к больным с грубыми органическими поражениями мозга, заключающиеся в преобладании конкретно-ситуационных связей, невозможность усвоить и передать в рисунке условный смысл выражения, выступило и в нашем исследовании: больные зачастую испытывали затруднения при необходимости отразить рисунке значение слова или выражения, стремились выразить в рисунке все качества, присущие, по их мнению, заданному выражению, не могли найти существенных признаков, которые можно было бы передать в рисунке условным образом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...