Исследование опосредствованной памяти (анализ создаваемых при опосредствовании связей, типов воспроизведения)

Вторым параметром, по которому могут классифицироваться связи, является динамический аспект этого процесса. Одним из преимуществ методик, направленных на исследование опосредствованного запоминания, является возможность моделирования с их помощью деятельности развертывающейся при этом, со всеми входящими в нее действиями и операциями.

Г.В. Биренбаум, исследуя процессы опосредствованного запоминания с помощью пиктограмм, выделила и психологически проанализировала основные этапы процесса образования смысловых связей: 1) осмысление заданного слова, 2) образование связи, 3) воспроизведение слова; показала трудности, которые могут возникнуть на каждом из них. Однако все конфликты, возникающие при необходимости запомнить слово и затем воспроизвести его с помощью искусственно созданного средства, объяснялись этим автором неполноценным и измененным значением слова, его комплексной непонятийной природой. Нам представляется не менее важным для полной характеристики опосредствованного указать на ту степень, в какой осуждения больных являются последовательными, целенаправленными, то есть на процессуальную сторону мнестической деятельности.

Характер процессов установления связей может быть:

- динамически адекватным, основанным на последовательном, целенаправленном оперировании элементами связей. Например,

Заданное слово

Выбранная картинка

Объяснение испытуемого

Ошибка День

Карандаш Часы

«исправить ошибку» «обычно часы показывают время суток»

- нецеленаправленным, характеризующимся отсутствием подчиненности общей задаче. Нецеленаправленность опосредствующих операций обычно оформляется по-разному, при этом вычленяются следующие виды связей:

а) «вязкие» связи, в основе которых лежит инертность отношений прошлого опыта. При этом больные не могут переключаться с одного способа решения на другой, изменить ход своих суждений под влиянием изменившихся обстоятельств. «Вязкость» может выступать:

в пределах выбора одной связи - больные не упускают при выполнении задания ни одной детали, ни одного свойства предметов и явлений. Часто такого рода связи наблюдаются при применении методики пиктограмм;

в пределах всего задания - отсутствуют вариации способов опосредствования, все связи выбираются больными по одному и тому же принципу.

При опосредствовании по методике А.Н. Леонтьева, в которой средства уже даны испытуемому и ему нужно лишь выбрать их из имеющихся перед ним карточек, зачастую трудно было опознать подобную «вязкость» связей, потому что процесс их установления протекал чрезвычайно быстро, одномоментно. В отличие от этого в пиктограммах, где значительный акцент падает на самостоятельное отражение больным в рисунке условного смысла предлагаемого для запоминания материала, представляется больше возможностей проследить сукцессивные характеристики создания и использования опосредствующих звеньев. Поэтому наиболее яркие иллюстрации такого вида связей можно встретить в протоколах исследования памяти методом пиктограмм;

б) чрезмерно лабильные «полевые» связи, вызванные нецеленаправленностью психической деятельности. Это нарушение приводит к тому, что деятельность запоминания распадается на ряд не связанных друг с другом единой логикой действий. Так, при применении методики А.Н. Леонтьева любая карточка может вызвать реакцию больного, неадекватную поставленной перед ним задаче, искажающую последовательный ход его суждений.

Наряду с анализом создаваемых опосредствующих связей при обработке материала обязательно нужно акцентировать внимание и на характеристике воспроизведения, являющегося основным показателем эффективности запоминания. Оценка воспроизведения сложна по своей структуре, она включает в себя как количественную, так и качественную стороны этого процесса. Коэффициенты, характеризующие численно эффективность опосредствованного запоминания, совершенно не раскрывают осуществляемой при этом активности; зачастую за величинами этих коэффициентов стоят различные радикалы, механизмы мнестических процессов. Качество воспроизведения важно не только для оценки памяти, но и для понимания стратегии мнестических процессов, отношения между тем или иным видам связи типов воспроизведения.

Как показали протоколы, наряду с различием связей существуют разные типы воспроизведения, которые можно классифицировать следующим образом:

Ι. - правильное воспроизведение предложенного слова.

Заданное слово

Выбранная картинка

Объяснение испытуемого

Воспроизведение

Пожар

Велосипед

«поможет добраться быстрее»

«пожар»

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...