Роль холинергических механизмов мозга в организации нормальной познавательной деятельности

Среди ведущих нейромедиаторных систем головного мозга им отводится едва ли ни самое главное место в процессах обучения и памяти. О том свидетельствует огромное число наблюдений, сделанных еще в 6070е годы минувшего века и подробно обобщенных прежде (Илыоченок Р.Ю., 1972, Крутиков Р.И., 1981; Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С., 1989; Kopelman, 1986; Spencer, Lai, 1983 и др.). Указанные процессы отражаются на функции холинергических механизмов, а вмешательство в работу последних меняет поведение и мнестическую деятельность экспериментальных животных и людей.

О состоянии холинергических механизмов обычно судят по таким показателям, как изменение содержания в мозговых структурах ацетилхолина, его метаболитов, а также активности ферментов, которые участвуют в разрушении (ацетилхолинэстераза) и синтезе (холинацетилтрансфераза) медиатора. Выработка условных рефлексов классического (павловского) и инструментального типа различной сложности, формирование активного и пассивного избегательного поведения с параллельной оценкой нейрохимических сдвигов на разных этапах образования и закрепления приобретенного навыка обнаруживают прямую зависимость между поведенческими показателями и содержанием церебрального ацетилхолина и/или активностью участвующих в судьбе медиатора ферментов. Такую зависимость иллюстрируют данные достаточно многочисленных исследований.

Другая, пожалуй, еще более репрезентативная группа фактов представлена с использованием широкого арсенала лекарственных средств и химических соединений анализаторного типа, которые способствуют усилению либо ограничению холинергической передачи, оказывают избирательное нейротоксическое действие на холинергические нейроны. Главный вывод из результатов подобных работ состоит в том, что стимуляция функции этих клеток ведет к ускоренному образованию условных связей, облегчению консолидации памятного следа и формированию долговременной памяти. С другой стороны, блокада холинергических синапсов или повреждение клеточных тел значительно ухудшают и даже делают невозможным обучение, нарушая процессы памяти, провоцируют порой тяжелые мнестические дефекты.

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...