Особенности развития двигательных функций у детей до года

Последовательность формирования движений и позы человека определяется генетической программой развития, однако сроки и темпы их становления в большой степени зависят от воздействия средовых факторов, прежде всего от целенаправленной тренировки функций. Установлено, что дефицит тактильных, зрительных, слуховых и других раздражителей приводит к задержке нервно-психического развития ребенка.

Созревание центральной нервной системы, заключающееся в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным, составляет основу развития движений человека. Условно можно разграничить несколько уровней регуляции: спинальный, стволовой, подкорковый, корковый. Высшим отделом центральной нервной системы является кора головного мозга, на уровне которой осуществляется сложная аналитико-психическая деятельность по переработке информации, поступающей от различных функциональных систем организма, образование связей и формирование ответа на информацию.

Несмотря на иерархическую структуру нервной системы, функционирование ее различных отделов взаимосвязано. Любое действие является результатом сложной, многоуровневой переработки информации и передачи не менее сложным путем руководства к действию определенным органам и системам. Для успешной деятельности необходимы следующие компоненты: афферентная импульса пия с периферии, корковый синтез и анализ, программирование деятельности, эфферентная импульсацня и орган-исполнитель. С возрастом эта функциональная система усложняется, и каждое звено должно быть достаточно сформировано, иначе более сложный этап развития функции будет задержан или будет протекать аномально. Еще одним важным элементом развития движений является мотивация. Только самостоятельно выполненное, а не пассивное движение оставляет четкий след в памяти и способствует выработке двигательного стереотипа.

Большая вариабельность нормальных темпов развития, определяемая сложными взаимодействиями генетической детерминации с многообразием внешних влияний, значительно затрудняет своевременное выявление нарушений постнаталъного развития ребенка, особенно негрубых, «малых форм» патологии.

Раннее распознавание нарушений развития и ранняя адекватная коррекция имеющихся отклонений имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств движений, речи и психики.

Однако обнаружение и особенно оценка нарушения психомоторного развития ребенка первого года жизни нередко представляют большие трудности. Это обусловлено физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.

Развитие ребенка на первом году условно подразделяется на 5 основных этапов: период новорожденности; 1-3 мес; 3-6 мес; 6-9 мес; 9-12 мес. На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателем возрастного развития и определяют его последовательный ход. Для выявления и правильной коррекции нарушения психомоторного развития на первом году жизни, прежде всего, необходимо знать эти основные этапы развития здорового ребенка.

В развитии моторики ребенка можно отметить взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание, редукцию ряда врожденных безусловных рефлексов. По характеру редукции, ее задержке и более позднему угасанию этих рефлексов можно решать вопрос о правильности развития ребенка.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни можно вызвать ряд рефлексов, получивших название примитивных или физиологических, обусловленных незрелостью головного мозга. По мере созревания головного и спинного мозга эти рефлексы постепенно угасают. [7, с. 5-11]

Перейти на страницу: 1 2 

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...