Лингвистические и психолингвистические представления о связной речи

Развитие устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников. Связная речь, с точки зрения лингвистики, это смысловое, развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В лингвистической литературе в качестве основы связной речи выступают слово, словосочетание и предложение, находящиеся между собой в сложных (и структурно, и семантически), но строго регламентированных, нормированных отношениях. А для характеристики связной речи применяется категория текст. К основным его признакам относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность.

По мнению А.В. Текучева, речь является связной, потому что в ней существует внутренняя, логическая связь между ее частями. При этом имеется в виду связь между предложениями, не только рядом стоящими, но и значительно удаленными друг от друга, такими между которыми логическая связь устанавливается путем многоступенчатых переходов (звеньев) одного логического «шага» к следующему. При этом связная форма речевого высказывания предполагает мобилизацию и использование, так сказать, в концентрированном виде самых разнообразных речевых умений и навыков, ранее приобретенных ребенком[].

«Связная речь, - подчёркивал Ф.А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития [].

О.В. Правдина, утверждает, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности.

В психической жизни, по наблюдениям Д.Б. Эльконина, речь человека выполняет ряд функций:

функцию обозначения окружающих человека предметов и явлений;

функцию обобщения;

функцию общения [].

Коммуникативная функция, в свою очередь, является основной функцией связной речи. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.

Многие исследователи речи человека (О.В. Правдина, М.Р. Львов и другие) в своих работах утверждают, что речь человека бывает внешняя и внутренняя.

О.В. Правдина говорит, что к внешней речи относится устная и письменная речь. В устной речи различаются диалогическая, или разговорная, и монологическая речь[].

Диалогическая форма речи первична по происхождению. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.

По наблюдениям В.П. Глухова, структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля[].

Другой разновидностью устной речи является монологическая речь. Монологическая речь, в работах А.Р. Лурия, понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности[].

Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи, утверждает В.И. Яшина, относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

В.И. Яшина в своих теоретических работах говорит, что связные высказывания можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок[].

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).

Описание - это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...