Анализ диагностических методик по исследованию уровня сформированности связной речи

В настоящее время в отечественной и зарубежной логопедии разработано множество диагностических методик по выявлению уровня развития связной речи у дошкольников. Проанализируем некоторые из них.

Методика обследования состояния связной речи детей В.П. Глухова состоит из следующих приемов:

обследование словарного запаса по специальной схеме;

исследование связной речи с помощью серии заданий;

наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

В методике используется серия заданий, которая включает:

составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

сочинение рассказа на основе личного опыта;

составления рассказа-описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

окончание рассказа по заданному началу;

придумывание рассказа на заданную тему[].

В.П. Глухов приводит примерное описание заданий и примерную схему оценки уровня выполнения заданий в баллах, что является несомненным плюсом его методики.

По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи, пример составления, которого также приводится автором.

В.П. Глуховым четко прописана организация исследования состояния связной речи и, кроме того, что не маловажно, дана схема психолого-педагогического обследования ребенка, в которой должно быть отмечено:

психологические особенности ребенка;

работоспособность на занятиях;

некоторые типологические особенности (подвижность, медлительность, активность и т.д.)

особенности эмоционально-волевой сферы;

личностно-характерологические особенности[].

Методика исследования связной речи Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной носит тестовый характер, сочетает традиционные для логопедической практики приемы обследования речи, а также методы оценки речи больных с афазией с нейропсихологическими методами анализа и интерпретации данных диагностики, разработанными А.Р. Лурия. Задания данной методики сложны и информативны, причем об этом говорят и сами авторы.

Детям предлагаются следующие задания:

разложить 4 картинки по порядку и составить по ним рассказ;

прослушать рассказ и его пересказ;

С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям:

) критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения;

) критерий возможности программирования текста;

) критерий грамматического оформления;

) критерий лексического оформления.

Затем начисленные баллы суммируются, и проводится обработка результатов обследования по приведенной таблице.

М.А. Поваляева для изучения уровня связной речи использует методику «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

) понимание текста;

) структурирование текста;

) лексика;

) грамматика;

) плавность речи.

Каждый показатель оценивается отдельно и за него выставляется балл[].

Перейти на страницу: 1 2

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...