Анализ диагностических методик по исследованию уровня сформированности связной речи
В данной методике не указана хотя бы примерная схема обработки результатов и не приводится описание задания.
О.Е. Грибова в своей методике обследования связной речи дошкольников (после 4,5 лет) предлагает следующие виды заданий:
составление описательного рассказа по впечатлению (по памяти);
составление описательного рассказа с опорой на объект ила по картинке;
составление повествовательного рассказа по впечатлению;
составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке;
составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
Автором описана организация исследования и отмечается, какого характера требовалась помощь ребенку:
симуляция активности - ребенку требуется, чтобы его все время подгоняли;
наводящие вопросы;
организующая помощь[].
В анализе результатов обследования нет никаких критериев, баллов.
Н.Я. Головнева для выявления состояния связной речи ребенка дошкольника предлагает ему лишь составить рассказ по картинке, посвященной жизни животных зимой. Она утверждает, что ребенок дошкольного возраста, несомненно, уже много «наслышан» о лисах, зайцах и знает их повадки, образ жизни и характер взаимоотношений и, следовательно, должен связно и последовательно составить рассказ[].
В анализе результатов также нет никаких критериев, баллов, только сказано, что результат может быть удовлетворительный и неудовлетворительный.
Т.А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы []:
)пересказ рассказа по наглядному действию;
)рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
)пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
)пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
)составление рассказа по серии сюжетных картин;
)пересказ рассказа по сюжетной картине;
)рассказ по сюжетной картине.
По ее мнению применение этой системы позволяет формировать умение рассказывания у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.
Проанализировав данные методики можно сделать вывод, что методика В.П. Глухова является более полной, его обследование более комплексное.
Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).