Анализ программ и методических рекомендаций по развитию пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Несформированность связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаний. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания этих детей. Вместе с тем в соответствующей специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по обучению осознанным навыкам построения связного и цельного высказывания.

В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и представленной ими в пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993).

Данное пособие является документом, которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Оно состоит из двух частей. В первой части изложен материал, касающийся первого года обучения (старшая группа), во второй части - материал, касающийся второго года обучения (подготовительная к школе группа).

В главе 1 первой части (в ней всего пять глав) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи, представлены психологические особенности детей с данной речевой патологией, отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, изложены приемы формирования звуковой стороны речи, активизации словаря, развития грамматического строя, связной речи.

В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (второй и третий уровни речевого развития).

Глава 2 посвящена изучению детей с общим недоразвитием речи:

отмечен ряд принципов, учет которых необходим при изучении дошкольников с речевой патологией;

выделены этапы обследования ребенка, и раскрыто их содержание (ориентировочный, дифференцировочный, этап обследования неречевых процессов, обследование компонентов языковой системы, заключительный этап);

дана характеристика речи детей в норме;

приведен образец заполнения речевой карты.

Методике коррекционной работы с детьми первого года обучения с общим недоразвитием речи посвящена глава 3 пособия. В ней раскрыты принципы, лежащие в основе коррекционной системы обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи, выделены основные задачи коррекционного обучения:

практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;

формирование правильного произношения;

подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами;

развитие связной речи.

Достаточно полно в этой главе излагается организация коррекционного процесса обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, структура логопедических занятий по формированию произношения, а также по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Представлено содержание трех периодов обучения, указаны их продолжительность, задачи, определен объем речевого материала. Приводится ряд примерных конспектов фронтальных занятий.

Глава сопровождена практическим приложением, которое содержит:

планирование работы с детьми по формированию произношения;

планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка;

примерное распределение занятий логопеда и воспитателя (сетка занятий составлена в соответствии с периодами обучения);

перечень дидактического материала для развития мыслительной деятельности;

примерный лексический материал по обобщающим темам для логопедических занятий (предметный словарь, словарь признаков и действий).

Работа над развитием пересказа детей старшей группы начинается со второго периода обучения (декабрь, январь, февраль, март). Ведется работа над первоначальным усвоением наиболее доступных конструктивно-сложных предложений, составлением коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов-описаний, простых пересказов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...