Анализ программ и методических рекомендаций по развитию пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
. Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов):
коррекционные, развивающие, дополнительные подгрупповые занятия;
самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем.
Обучение и воспитание детей по данной программе рассчитано на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года - с 1 сентября по 15 июня. Шесть недель в году (четыре в начале сентября и две в начале июня) отводятся на проверку уровня знаний и умений по всем разделам программы.
В соответствии с программой разработан учебно-методический комплекс.
Работа над пересказом начинается на второй ступени обучения:
пересказ знакомых и незнакомых сказок и рассказов, обучение самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке);
обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану самостоятельно);
обучение составлению рассказа из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провел выходные дни и т.п.);
включение в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, пересказа диалогов героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания.
На третьей ступени - обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Совершенствование навыков смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания. Обучение творческому рассказыванию.
В целом, проанализировав данные программы, можно сделать следующие выводы:
в пособии Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» связная речь входит в комплекс занятий по формированию лексико-грамматических категорий, т.е. нет отдельного занятия по развитию связной речи;
в программе также не указаны произведения, картины, серии картин, по которым должно вестись обучение;
в программах не прописано количество занятий, отводимых на связную речь;
нет адаптированных картин, серий картин, по которым должно вестись обучение детей с нарушениями речи.
Все это создает определенные трудности по развитию связной речи детей с речевыми недостатками.