Методы, приемы и условия развития пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня

лингвистический речь пересказ дошкольный

Коррекционно-логопедическая работа в данном направлении должна строится на основе принципа коммуникативного подхода к формированию устной монологической речи детей с речевым нарушением. Использовать разнообразные, в том числе игровые формы и приемы обучения, способствующие к монологическому высказыванию.

Большое значение надо придавать выбору произведений для пересказа. Как отмечает В.П. Глухов: «Предпочтение отдавать текстам с таким композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательностью событий, текстам с четким делением на фрагменты (эпизоды)».

Подбор произведений осуществлять из различных источников: хрестоматий, методической литературы, авторских разработок. Некоторые произведения художественной литературы надо адаптировать к детскому восприятию. Все они должны иметь ряд особенностей:

объем текста небольшое количество смысловых частей;

наличие однотипных эпизодов, повторяющихся моментов;

причинно-следственные связи;

ясная логическая последовательность событий;

четкое деление на фрагменты;

содержание произведения несет в себе какие-либо воспитательные задачи;

доступность лексического и грамматического языкового материала.

Общие принципы отбора произведений, картин, серий картин следующие:

Доступность детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу, показать картину или серию картин - важно побеседовать о прочитанном, увиденном, чтобы помочь ему прожить услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий. Ушинский говорил о том, что произведение искусства и литературы может воздействовать на чувства ребенка, только когда им понято.

Реалистичность.

Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, картины, имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Вся коррекционная работа по формированию навыков связного рассказывания строится с учетом тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя логопедических групп.

Работа воспитателя по развитию связной речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Воспитание у детей интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение.

В.П. Глухов советует: «Обучение связной речи на материале каждого произведения проводится на двух, а иногда и на трех занятиях в зависимости особенностей детей».

Общими особенностями построения этих занятий для детей являются:

Проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета);

Специальный языковой разбор текстового материала;

Включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие;

Использование вспомогательных методических приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный иллюстрированный материал и др.).

Структура занятий по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Н.С. Жуковой, Г.В. Чиркиной.

. Организационный момент;

. Чтение литературного произведения, рассматривание картины, серии картин, схем;

. Беседа по содержанию произведения, картины;

. Составление устного связного монологического высказывания.

Такие специалисты в области коррекционного обучения, воспитания, развития детей с речевыми нарушениями, как Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, выдвигают иные структуры занятий, адаптированные к детям с недоразвитием речи, которых нужно придерживаться, добавляя свои особенности.

Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые должны быть четко сформулированы. Основные из них:

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...