Методы, приемы и условия развития пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
лингвистический речь пересказ дошкольный
Коррекционно-логопедическая работа в данном направлении должна строится на основе принципа коммуникативного подхода к формированию устной монологической речи детей с речевым нарушением. Использовать разнообразные, в том числе игровые формы и приемы обучения, способствующие к монологическому высказыванию.
Большое значение надо придавать выбору произведений для пересказа. Как отмечает В.П. Глухов: «Предпочтение отдавать текстам с таким композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательностью событий, текстам с четким делением на фрагменты (эпизоды)».
Подбор произведений осуществлять из различных источников: хрестоматий, методической литературы, авторских разработок. Некоторые произведения художественной литературы надо адаптировать к детскому восприятию. Все они должны иметь ряд особенностей:
объем текста небольшое количество смысловых частей;
наличие однотипных эпизодов, повторяющихся моментов;
причинно-следственные связи;
ясная логическая последовательность событий;
четкое деление на фрагменты;
содержание произведения несет в себе какие-либо воспитательные задачи;
доступность лексического и грамматического языкового материала.
Общие принципы отбора произведений, картин, серий картин следующие:
Доступность детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу, показать картину или серию картин - важно побеседовать о прочитанном, увиденном, чтобы помочь ему прожить услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий. Ушинский говорил о том, что произведение искусства и литературы может воздействовать на чувства ребенка, только когда им понято.
Реалистичность.
Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, картины, имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
Вся коррекционная работа по формированию навыков связного рассказывания строится с учетом тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя логопедических групп.
Работа воспитателя по развитию связной речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Воспитание у детей интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение.
В.П. Глухов советует: «Обучение связной речи на материале каждого произведения проводится на двух, а иногда и на трех занятиях в зависимости особенностей детей».
Общими особенностями построения этих занятий для детей являются:
Проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета);
Специальный языковой разбор текстового материала;
Включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие;
Использование вспомогательных методических приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный иллюстрированный материал и др.).
Структура занятий по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Н.С. Жуковой, Г.В. Чиркиной.
. Организационный момент;
. Чтение литературного произведения, рассматривание картины, серии картин, схем;
. Беседа по содержанию произведения, картины;
. Составление устного связного монологического высказывания.
Такие специалисты в области коррекционного обучения, воспитания, развития детей с речевыми нарушениями, как Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, выдвигают иные структуры занятий, адаптированные к детям с недоразвитием речи, которых нужно придерживаться, добавляя свои особенности.
Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые должны быть четко сформулированы. Основные из них: