Цель, организация и методы исследования

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Особое внимание в развитии пересказа необходимо уделять индивидуальному подходу при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие.

Наше исследование проводилось с ……20 года по ….20… года в МБДОУ детский сад комбинированного типа «Колосок» п. Краснообск.

Цель экспериментального исследования: выявление особенностей развития пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и разработка системы логопедических занятий по их развитию.

В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, посещающих логопедическую группу. Экспериментальную группу составили: 4 мальчика и 6 девочек, контрольную группу: 5 девочек и 5 мальчиков.

Дадим краткую предварительную характеристику испытуемым:

Дети из контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень физического развития, без особого отставания в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, у них адекватная реакция на одобрение и порицание, частично принимают помощь. Способность переключения с одного действия на другое, уровень внимания ниже среднего. У детей наблюдается общее недоразвитие речи III уровня, словарный запас беден, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, неграмотное построение предложений, аграмматизмы. В речи преобладают однословные и дву-словные предложения. У большинства детей сформированы все или почти все звуки (часть из них произносится искаженно), однако в речи они заменяются, переставляются и пропускаются. Невербальные средства коммуникации используются в ограниченном объеме.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

Констатирующий этап эксперимента ( ).

Цель - выявление уровня сформированности пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

разработать систему диагностических заданий для обследования монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;

обследовать детей по данной диагностической методике;

проанализировать полученные результаты.

Формирующий этап эксперимента ( ).

Цель - повышение уровня сформированности пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях индивидуальной работы.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

разработать систему логопедических заданий для развития пересказа у детей, вошедших в экспериментальную группу;

реализация данных занятий.

Контрольный этап эксперимента ( ).

Цель - оценка эффективности проведенной работы.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

Провести повторное обследование детей;

сравнить результаты, полученные на начало и конец эксперимента;

провести математическую статистику.

На основании проведенного анализа диагностических методик по исследованию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня мы разработали систему диагностических заданий для обследования пересказа у детей данной категории.

Диагностировались следующие критерии:

Диагностические критерии

Серии заданий

Методики

Лексико-грамматическое оформление пересказа

Серия I

Последовательность рассказа

Серия II, III

Точность и полнота изложения

Серия II, III

Самостоятельность изложения

Серия II, III

Понимание содержания увиденного

Серия II

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...