Цель, организация и методы исследования
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Особое внимание в развитии пересказа необходимо уделять индивидуальному подходу при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие.
Наше исследование проводилось с ……20 года по ….20… года в МБДОУ детский сад комбинированного типа «Колосок» п. Краснообск.
Цель экспериментального исследования: выявление особенностей развития пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и разработка системы логопедических занятий по их развитию.
В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, посещающих логопедическую группу. Экспериментальную группу составили: 4 мальчика и 6 девочек, контрольную группу: 5 девочек и 5 мальчиков.
Дадим краткую предварительную характеристику испытуемым:
Дети из контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень физического развития, без особого отставания в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, у них адекватная реакция на одобрение и порицание, частично принимают помощь. Способность переключения с одного действия на другое, уровень внимания ниже среднего. У детей наблюдается общее недоразвитие речи III уровня, словарный запас беден, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, неграмотное построение предложений, аграмматизмы. В речи преобладают однословные и дву-словные предложения. У большинства детей сформированы все или почти все звуки (часть из них произносится искаженно), однако в речи они заменяются, переставляются и пропускаются. Невербальные средства коммуникации используются в ограниченном объеме.
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
Констатирующий этап эксперимента ( ).
Цель - выявление уровня сформированности пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
разработать систему диагностических заданий для обследования монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
обследовать детей по данной диагностической методике;
проанализировать полученные результаты.
Формирующий этап эксперимента ( ).
Цель - повышение уровня сформированности пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях индивидуальной работы.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
разработать систему логопедических заданий для развития пересказа у детей, вошедших в экспериментальную группу;
реализация данных занятий.
Контрольный этап эксперимента ( ).
Цель - оценка эффективности проведенной работы.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Провести повторное обследование детей;
сравнить результаты, полученные на начало и конец эксперимента;
провести математическую статистику.
На основании проведенного анализа диагностических методик по исследованию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня мы разработали систему диагностических заданий для обследования пересказа у детей данной категории.
Диагностировались следующие критерии:
Диагностические критерии |
Серии заданий |
Методики |
Лексико-грамматическое оформление пересказа |
Серия I | |
Последовательность рассказа |
Серия II, III | |
Точность и полнота изложения |
Серия II, III | |
Самостоятельность изложения |
Серия II, III | |
Понимание содержания увиденного |
Серия II |