Цель, организация и методы исследования

Серия I. Исследование лексико-грамматического строя речи.

Цель: выявить уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Задание 1. Индивидуальная беседа с ребенком.

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью.

Приведем в качестве примера инструкции к этим беседам: «К нам в гости пришел Буратино. Он первый раз попал в детский сад и увидел так много детей. Расскажи ему, пожалуйста, о себе»; «Буратино очень любит играть. Его любимая игра - футбол. Он хочет узнать, какие игры у тебя самые любимые и как в них играть».

Оценка результатов:

балла - ребенок использует полные распространенные предложения, возможны элементы творчества;

балла - фраза имеет один из перечисленных недостатков: недостаточно информативна, ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях, длительные паузы с поиском нужного слова;

балла - фраза составлена с помощью дополнительных вопросов;

балл - многочисленные аграмматизмы, ограничивается единичными словами без разворачивания высказывания.

Задание 2. Продолжение рассказа на начатую тему.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.

Инструкция:

Ребята, послушайте начало рассказа, а окончание вы придумаете сами:

«Как-то раз охотник дядя Егор возвращался домой с охоты. Он шел по лесной тропинке, а пред ним бежала собака Дружок. Вдруг…»

Вопросы к детям:

Что было потом? Кого увидел охотник с собакой? Что произошло после этого?

Оценка результатов:

балла - рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

балла - рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

балла - составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

балл - рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Максимальный балл за серию: 8

Серия II. Пересказ рассказа с использованием наглядного материала.

Цель: выявление умения составлять пересказ опорой на иллюстрацию.

Задание 1. Составление пересказа по предметной картинке.

Цель: выявить умение детей составлять связное высказывание с опорой на предметную картинку.

Инструкция: Детям дается картинка, на которой нарисован какой-то овощ или фрукт. Ребенку предлагается поиграть в игру «Загадки»: «Давай поиграем. Опиши, что нарисовано у тебя на картинке, но не называй. Буратино попробует отгадать о каком фрукте или овоще ты рассказал».

балла - ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание;

балла - фраза имеет один из перечисленных недостатков: недостаточно информативна, ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях, длительные паузы с поиском нужного слова;

балла - сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования. Фраза составлена с помощью дополнительных вопросов;

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...