Цель, организация и методы исследования

балл - отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

Задание 2. Рассказывание по сюжетной картинке «Нашли ежа».

Цель: оценить способность составлять пересказ по отдельной сюжетной картинке.

Инструкция: Расскажи по картинке.

Оценка результатов (по В.П. Глухову):

балла - ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание;

балла - фраза имеет один из перечисленных недостатков: недостаточно информативна, ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях, длительные паузы с поиском нужного слова;

балла - фраза составлена с помощью дополнительных вопросов;

балл - отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

Максимальный балл за серию: 8

Серия III. Составление пересказа без использования наглядной опоры.

Цель: выявить умение ребенка составлять пересказ без использования наглядной опоры.

Задание 1.Описание игрушки по памяти.

Цель: выявить умение описывать близкий для ребенка предмет по памяти.

Инструкция: «Опиши свою любимую игрушку»

Оценка результатов (по В.П. Глухову):

балла - в рассказе отображены все основные признаки предмета. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета. Соблюдаются смысловые и логические связи между фрагментами рассказа;

балла - отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний;

балла - рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен - в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений; 1 балл - рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание не отображает многих его существенных свойств и признаков, простое их перечисление. Выраженные лексико-грамматические нарушения. Задание 2. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа) Цель: выявить возможности детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки. Инструкция: «Расскажи мне сказку «Репка». Оценка результатов (по В.П. Глухову):

4 балла - пересказ составлен самостоятельно; полностью передает содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы русского языка.

балла - пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно - стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

балла - используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

балл - пересказ составлен по наводящим вопросам, связность предложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Максимальный балл за серию: 8

Общий балл за методику: 24

С учетом того, насколько успешно или неуспешно дети справлялись с предъявленными им заданиями, они были отнесены к определенному уровню владения связной речью. Оценка уровней выполнения заданий (по В.П. Глухову): IV уровень - «хороший» (от 19 до 24 баллов); III уровень - «удовлетворительный» (от 13 до 18 баллов); II уровень - «недостаточный» (от 7 до 12 баллов); I уровень - «низкий» (от 6 и ниже баллов).

Таким образом, на основании проведенного анализа диагностических методик по исследованию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня нами была разработана система диагностических заданий для обследования пересказа у детей данной категории. Были определены диагностические критерии и уровни выполнения заданий (по В.П. Глухову).

Перейти на страницу: 1 2 3 

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...