Анализ результатов исследования пересказа у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Полученные результаты показали:

несмотря на предварительный разбор содержания каждой из трех картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для двух испытуемых экспериментальной группы и одного контрольной;

требовались вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь;

почти для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой;

у многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках, сужение поля восприятия картинок («Дети гуляли…Увидели ежика…Накормили…);

часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету;

у многих детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей («Гуляли…Увидели…Накормили его…»).

Результаты выполнения этой серии заданий свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного материала, отсутствовала смысловое обобщение иллюстраций. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.

Цель заданий серии III - выявить умение ребенка составлять пересказ без использования наглядной опоры.

В задании 1 серии III детям предлагалось составить рассказ-описание об любимой игрушке.

Полученные результаты показали:

лишь по одному ребенку в каждой группе выполнили задание с некоторой помощью, но полно и точно отобразили свойства предмета, наблюдалась последовательность в описании признаков и деталей;

у остальных детей в группах отсутствовала последовательность сообщения, наблюдались нарушения структуры фраз («Военный самолет…Большой…Я играю…»).

Задание 2 серии III имело целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»).

По итогам выполнения данного задания было отмечено, что:

четверо детей составили пересказ с помощью повторных наводящих вопросов;

затруднения у детей чаще всего возникали вначале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию;

в пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, пропуски глаголов, усечение составных частей);

исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми.

Пересказ Саши С.

" Посадил дед репку. Дед тянул-тянул и не вытащилась. Позвал дед бабушку. Бабушка за дедку. Дедка за репку. Вытащили-вытащили, вытащить не можут. Позвала бабушка внучку. Внучка за бабушку….(перечисляет), тащут, вытащить не можут.

Позвала внучка собачку. Собачка за внучку… Вытащить не можут. Собачка кошку позвала. Вот кошка за собачку… Не можут - не можут вытащить. Позвали мышку вытащить.

Мышка за кошку, кошка за собачку, собачка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедку. Вытащили и все!"

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...