Коррекция нарушений пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитем речи III уровня в условиях индивидуальной работы

Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях индивидуальной работы.

После проведения обследования монологической речи детей нами был намечен план коррекционной работы, который включал в себя три этапа: подготовительный (ориентировочный), основной (формирующий) и заключительный (закрепляющий).

В задачи подготовительного этапа обучения входило:

развитие целенаправленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;

формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.

На втором этапе обучения ставились следующие задачи

формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;

усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;

практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;

формирование умения соотносить содержание фразы с предметом и темой высказывания.

Задачи третьего этапа:

обобщение сформированных умений и навыков;

перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком, в реальную жизнедеятельность.

Реализация указанных задач осуществлялась в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Тематическое планирование см. в приложении 1.

На основании данных проведенного исследования мы составили план работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня для непосредственно-образовательной деятельности.

Нами использовалась следующая схема обучения:

пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

составление рассказа по демонстрируемому действию;

пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Дети экспериментальной группы были разделены на три подгруппы с учетом нарушений связной монологической речи:

дети с грубым нарушением лексико-грамматического строя речи (4 человека);

дети с нарушением последовательности рассказывания(3 человека);

дети, у которых нарушена самостоятельность изложения (3 человека).

С этими детьми помимо групповой непосредственно-образовательной деятельности велась индивидуальная работа.

С детьми первой подгруппы работа по развитию лексико-грамматического строя речи велась по трем направлением: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Вместе с накоплением словаря основной работой на данном этапе является формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой фразы, её грамматическим оформлением. Для того предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного к распространенному с второстепенными членами.

Коррекция лексико-грамматических нарушений велась индивидуально с использованием следующих упражнений:

. Игра «Где был?»

. Игра «Чего не хватает Тане?»

. Игра «Лото».

. Игра «Кому что дадим?»

. Игра «Кто чем работает?»

. Игра «Чья голова, чьё ухо, чей хвост?»

. Игра «Домики лесных зверят».

. Игра «Чем питаются птицы?»

. Игра «Кормушка».

. Игра «Что забыл нарисовать художник?»

. Игра «Сундучок».

. Ира «Кто к кому».

. Игра «Назвать животных парами».

. Игра «Один - много».

. Игра «Два брата -ИК и -ИЩ».

. Игра «Чьи хвосты».

. Игра «Наоборот».

. Игра «Поймай - скажи».

. Игра «Холодно - жарко».

. Игра «Чудесный мешочек».

. Игра «Волшебные часы».

. Игра «Всё наоборот».

. Игра «Кто что сделал».

. Игра «Исправь ошибки Незнайки».

. Игра «Что ты любишь».

. Игра «Закончи предложение (слова - антонимы)».

. Игра «Закончи предложение (сравнительные прилагательные)». Описание игр смотри в приложении 2.

Со второй подгруппой, т.е. с детьми, которым было трудно самостоятельно придумать предложение по картинке и определить последовательность иллюстраций, в свободное от занятий время предлагались знакомые сказки и картинки к ним ("Заюшкина избушка", "Три медведя" и т.п.). Взрослый, в зависимости от ситуации, либо сам раскладывал картинки, либо делал это вместе с ребенком. В данных ситуациях ребенок учился составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их в заданной последовательности.

Параллельно серии картинок использовались инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т.п.). Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные взрослым с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.

Перейти на страницу: 1 2

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...