Коррекция нарушений пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитем речи III уровня в условиях индивидуальной работы
Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях индивидуальной работы.
После проведения обследования монологической речи детей нами был намечен план коррекционной работы, который включал в себя три этапа: подготовительный (ориентировочный), основной (формирующий) и заключительный (закрепляющий).
В задачи подготовительного этапа обучения входило:
развитие целенаправленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;
формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.
На втором этапе обучения ставились следующие задачи
формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;
усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;
практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
формирование умения соотносить содержание фразы с предметом и темой высказывания.
Задачи третьего этапа:
обобщение сформированных умений и навыков;
перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком, в реальную жизнедеятельность.
Реализация указанных задач осуществлялась в ходе непосредственно-образовательной деятельности. Тематическое планирование см. в приложении 1.
На основании данных проведенного исследования мы составили план работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня для непосредственно-образовательной деятельности.
Нами использовалась следующая схема обучения:
пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
составление рассказа по демонстрируемому действию;
пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Дети экспериментальной группы были разделены на три подгруппы с учетом нарушений связной монологической речи:
дети с грубым нарушением лексико-грамматического строя речи (4 человека);
дети с нарушением последовательности рассказывания(3 человека);
дети, у которых нарушена самостоятельность изложения (3 человека).
С этими детьми помимо групповой непосредственно-образовательной деятельности велась индивидуальная работа.
С детьми первой подгруппы работа по развитию лексико-грамматического строя речи велась по трем направлением: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Вместе с накоплением словаря основной работой на данном этапе является формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой фразы, её грамматическим оформлением. Для того предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного к распространенному с второстепенными членами.
Коррекция лексико-грамматических нарушений велась индивидуально с использованием следующих упражнений:
. Игра «Где был?»
. Игра «Чего не хватает Тане?»
. Игра «Лото».
. Игра «Кому что дадим?»
. Игра «Кто чем работает?»
. Игра «Чья голова, чьё ухо, чей хвост?»
. Игра «Домики лесных зверят».
. Игра «Чем питаются птицы?»
. Игра «Кормушка».
. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
. Игра «Сундучок».
. Ира «Кто к кому».
. Игра «Назвать животных парами».
. Игра «Один - много».
. Игра «Два брата -ИК и -ИЩ».
. Игра «Чьи хвосты».
. Игра «Наоборот».
. Игра «Поймай - скажи».
. Игра «Холодно - жарко».
. Игра «Чудесный мешочек».
. Игра «Волшебные часы».
. Игра «Всё наоборот».
. Игра «Кто что сделал».
. Игра «Исправь ошибки Незнайки».
. Игра «Что ты любишь».
. Игра «Закончи предложение (слова - антонимы)».
. Игра «Закончи предложение (сравнительные прилагательные)». Описание игр смотри в приложении 2.
Со второй подгруппой, т.е. с детьми, которым было трудно самостоятельно придумать предложение по картинке и определить последовательность иллюстраций, в свободное от занятий время предлагались знакомые сказки и картинки к ним ("Заюшкина избушка", "Три медведя" и т.п.). Взрослый, в зависимости от ситуации, либо сам раскладывал картинки, либо делал это вместе с ребенком. В данных ситуациях ребенок учился составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их в заданной последовательности.
Параллельно серии картинок использовались инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т.п.). Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные взрослым с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.