Коррекция нарушений пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитем речи III уровня в условиях индивидуальной работы
Приведём пример такой ситуации: «К кукле Маше приходят гости». На столе стоят игрушки, расставленные в виде комнаты: стол, на столе чашки, сахарница, чайник; кукла Маша стоит рядом со столом; за столом сидят зайчик, мишка.
Педагог говорит: «Сегодня к Маше пришли гости. Она решила напоить их чаем. Что сделала Маша?»
Ребенок: «Поставила чашки и чайник».
Дальше педагог производит действия, которые называет ребенок: «Маша села за стол; разливает чай; угощает конфетами гостей; подаёт чашку мишке». В заключение педагог предлагал придумать, что будут делать Маша и гости, когда попьют чай. Ребенок придумывали ситуацию, а педагог инсценировал ее с помощью игрушек ("День рождения", "Идем в гости", "Строим дом" и др.).
Игровые действия повышали умственную активность детей, ставили их в такие обстоятельства, которые требовали нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
Для закрепления навыка определения последовательности действий, детям предлагались различные серии сюжетных картинок с последовательно развивающимися событиями (картинки из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).
С целью проверки, насколько ребенок может замечать нарушения последовательности в речи без использования наглядного материала, проводилась игра «Так бывает или нет?»
Она способствовала развитию логического мышления, умения замечать непоследовательность в рассказах, устанавливать связи между явлениями и выражать их в слове.
Ход игры.
Педагог объясняет правила игры:
Сейчас я буду тебе о чем-то рассказывать. В моем рассказе ты должен заметить то, чего не бывает.
Примерные рассказы педагога:
«Наступила осень. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«Все дети обрадовались наступлению осени. «Вот теперь мы будем собирать красивые листья, и делать букеты», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
В третью подгруппу вошли дети у которых по результатам обследования были выявлены затруднения в самостоятельности изложения. Этим детям было трудно самостоятельно составить предложения по ситуации, они лишь договаривали за педагогом отдельные слова, фразы.
С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний были использованы готовые ситуации. Так, педагог предлагал: «Помоги мне, пожалуйста. Я буду рассказывать свою историю (сказку), а ты показывать её». (Ребёнок внимательно слушал и расставлял фигурки на фланелеграфе или игрушки. Педагог помогал ребёнку, направлял его действия.)
«Я уже приготовила игрушки, чтобы рассказать Саше вчерашнюю историю. Ведь их не было в детском саду, но мне нужна твоя помощь. Ты очень внимательно слушал рассказ, а я забыла некоторые слова. Давай расскажем историю вместе».
Также используется совместный рассказ. Педагог обговаривает с ребенком, какую ситуацию создать. Затем ребенок рассказывает по этой ситуации. Взрослый подсказывает ребенку начало предложений, отдельные слова, фразы, соединяющие части текста. Так, взрослый создавал следующую ситуацию при помощи игрушек: девочка собирает грибы в лесу, а навстречу ей идет медведь. Приведем пример совместного рассказа:
Р.: - Пошла девочка в лес и заблудилась.
П.: - Шла она шла и вдруг…
Р.: - увидела мишку.
П.: - Девочка очень…
Р.: - испугалась.
П.: - Но мишка ей сказал…
Р.: - не бойся меня.
П.: - Я могу тебя…
Р.: - привести домой. Взял девочку за ручку и повел.
Со всеми детьми индивидуально шла работа над текстом: исправляли неудачные места (по содержанию, речевому оформлению), устраняли повторы (исправления делались с согласия ребенка, самим ребенком). Сказка (рассказ) исполнялась в исправленном виде.
Таким образом, в условиях индивидуальной работы с использованием приемов и методов наглядного моделирования отмечены положительные результаты обучения детей с общим недоразвитием речи рассказыванию и пересказу. Использование наглядных схем при составлении описательных рассказов и пересказа облегчает детям овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.