Анализ и оценка эффективности коррекционной работы по развитию пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в условиях индивидуальной работы

Ʃ (Ri) = 93+117 = 210

Ʃ (Ri) = N(N+1)/2

Ʃ (Ri) = (20 ˣ 21)/2 = 210. Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U:

эмп = Ʃ (R) - N(N+1)/2

эмп = 60 - 10(10+1)/2 = 5кр = 150- 10(10+1)/2= 95кр >Uэмп, значит различия между двумя выборками статистически значимы. А это означает, что в экспериментальной группе формирование монологической речи у испытуемых детей происходило быстрее, чем в контрольной, где не осуществлялся индивидуальный подход.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы нами была разработана система диагностических заданий для обследования монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, проведено обследование детей по данной диагностической методике. Опираясь на данные обследования дети экспериментальной группы были разделены на три подгруппы с учетом нарушения монологической речи и с ними велась индивидуальная работа.

После проведенной работы состоялось повторное обследование детей по тем же заданиям. Сравнивались результаты, полученные на начало и конец эксперимента, проведена математическая статистика с помощью критерия Манна-итни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования было изучение уровня сформированности пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и разработка системы логопедических занятий по его развитию.

Для достижения цели была сформулирована следующая гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет низкий уровень сформированности пересказа, который будет выражаться в недостатках лексико-грамматического оформления, нарушении последовательности рассказа, в неточности, неполноте и низком уровне самостоятельности изложения, в непонимании содержания услышанного. Но коррекционно-индивидуальная работа с использованием наглядного моделирования в виде схем, таблиц, могут являться эффективным средством, способствующим преодолению нарушений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Для доказательства гипотезы и достижения цели нами были поставлены задачи, которые были отражены во введении и решались последовательно при раскрытии первой, второй и третьей глав.

В результате исследований мы пришли к следующим выводам:

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, исследования лингвистов, отметим, что связная речь выполняет социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно с развитием психических функций, они способны овладеть навыками планирования связного высказывания. Построение связного высказывания требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.

К сожалению, большое число детей имеют различные нарушения пересказа, причиной которого является общее недоразвитие речи. Понимание структуры общего недоразвития речи, причин лежащих в его основе помогло исследователям выделить уровни общего недоразвития речи, что определяет направление в проведении коррекционной работы.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ограниченный словарный запас, нарушения грамматической стороны речи, нарушения в построении связного высказывания, что проявляется в нарушении логической последовательности, пропусках отдельных звеньев, трудностях планирования высказывания.

Во второй главе: Методологические основы диагностики и развития пересказа как формы связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, был проведен анализ диагностических методик, были выявлены методы, приемы и условия развития связной речи. В результате этого были получены следующие выводы:

В настоящее время ни одна из методик не является ведущей, нет объективных критериев оценки связного высказывания, которые были бы приняты большинством исследователей. Методики обследования связной речи для детей с нормой речевого развития существенно не отличаются от методик, ориентированных на детей с недоразвитием речи. Отличие проявляется в оценке результатов и в подборе речевого материала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...