Анализ и оценка эффективности коррекционной работы по развитию пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в условиях индивидуальной работы
Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. На доске появляется изображение кормушки.
Мы кормушку смастерили и столовую открыли.
(логопед обращается к ребенку)
Ко мне в кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка воробьёв, ко мне снегирь, а к тебе стайка . (снегирей, галок, ворон, синиц и т. д.)
Игра «Что забыл нарисовать художник»
Цель - умение использовать в своей речи родительный и творительный падежи единственного и множественного числа существительных.
Оборудование: карточки с неполным изображением птиц.
Ход игры.
Вчера мне из книжного магазина прислали карточки, на них тоже изображены птицы, но мне кажется, художник что-то забыл нарисовать. Помоги мне разобраться, что забыл нарисовать художник.
Ребенку даются карточки с неполным изображением птиц.
Чего нет у вороны? (У вороны нет клюва, у вороны нет лап.)
Чей это клюв? (Вороний, голубиный, совиный и т. д.)
Чьи это лапы? (Воробьиные, голубиные, совиные и т. д.)
Игра «Сундучок»
Цель - учить образовывать уменьшительно-ласкательные слова.
Оборудование: сундучок.
Ход игры.
Логопед предлагает сложить в сундучок слова на - ОК.
Ребенок называет слова, заканчивающие на - ОК (кузовок, башмачок, пятачок, кулачок, сахарок, листок … )
Игра «Кто к кому»
Цель - научить правильно называть животных и их детёнышей.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей.
Ход игры.
Слушайте историю: У Маши была кошка с . (котятами), собака с …(щенятами), утка с .(утятами), курица с .(цыплятами).
Однажды утята побежали к реке, стали нырять и плавать, а котята и цыплята смотрели на них. Вдруг слышат «Гав, гав». Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к ….(кошке), цыплята к .(курице), утята к .(утке). Успокоили мамы своих малышей и опять они пошли к реке. От кошки , от курицы …, от утки …. Вдруг опять «Гав, гав, гав». Опять котята к …., утята к …., цыплята к …. И тут выходит из конуры ….(собака), а рядом с ней ….(щенята). И стали малыши играть вместе.
Игра «Назвать животных парами»
Цель - научить правильно называть детёнышей животных.
Оборудование - предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь - медвежонок).
Ход игры.
Ребенку предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
Кто это? (белка)
А как называют детеныша белки? (бельчонок)
Далее показывается картинка, ребенок называет пару слов: взрослого животного и детеныша.
А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова - теленок, лошадь - жеребенок, овца - ягненок, собака - щенок, свинья - поросенок).
Игра «Один - много»
Цель - практическое употребление в речи существительных во множественном числе.
Оборудование: «Волшебное» дерево, предметные картинки.
Ход игры.
На волшебном дереве висят волшебные картинки. Внимательно послушай моё задание: ты снимешь картинку, на которой нарисован один предмет, а потом найдёшь картинку, на которой таких же предметов много, чётко проговаривая первые звуки, назовёшь эти картинки.
Пример: Это тыква, это тыквы.
Игра «Два брата ИК и ИЩ».
Цель - умение образовывать новые формы слова.
Оборудование: картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?…
Далее закрепляется дифференциация слов: ротик - ротище, лобик - лобище, глазик - глазище, ручки - ручищи, ножки - ножищи.
Делается вывод: если в слове слышится «ик», это значит, что предмет маленький, а если «ищ» - значит предмет большой.
Игра. «Чьи хвосты?»