Обоснование понятия “здоровьесберегающие технологии”: область применения, опыт

1. Первый фактор, укрепляющий здоровье, - четкий и правильный распорядок дня. Ребенок должен делать не только то, что необходимо, к чему непосредственно побуждают его естественные потребности (прием пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (гигиенические процедуры, физические упражнения). Благодаря четкому режиму, организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается;

2. Второй фактор - высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Современному человеку приходится затрачивать в процессе жизнедеятельности все меньше физических усилий, это явление в науке называется гиподинамией (от греч “гипо”- под, внизу и “динамис» -сила; недостаточная физическая, силовая нагрузка, выступающая как характерная особенность самого образа жизни) : постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности; развиваются средства транспорта, связи (теле-, радио-, и другие коммуникации). Однако, что же является главным признаком всего живого? Возможный ответ - “способность к самостоятельным движениям”. Без движения нет жизни, и в той или иной форме оно присуще любому живому существу, независимо от степени его сложности.

В последнее время одной из главных причин преждевременной смерти людей, особенно в развитых странах, стали болезни сердечно-сосудистой системы. Что же происходит при гиподинамии? Во - первых, ослабляется деятельность сердца, во-вторых, происходят нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление избыточной массы тела. В - третьих, развивается дистрофия мышечной и других тканей. В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, сахарный диабет.

Поэтому важно разъяснить учащимся пользу повседневной двигательной активности.

.Третий фактор - это постоянное общение с природой. Чистый свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода, а снижение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе ведет к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голове.

Как уже отмечалось, основы здоровья, сформированные в период роста и развития организма, в значительной мере определяют продолжительность жизни и работоспособность взрослого человека. Но уровень здоровья самым непосредственным образом сказывается и на успешности обучения в школе. Условия обучения и характер учебной нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. И естественно, что учащиеся с отклонениями здоровья испытывают значительные трудности в учении, учебная нагрузка, с которой успешно справляются остальные учащиеся, для них может оказаться чрезмерной, вести к дальнейшему ухудшению их здоровья.

К ухудшению состояния здоровья учащихся ведут не только отсутствие четкого распорядка дня, малая двигательная активность, пренебрежение гигиеническими процедурами, но и такие факторы, как нерациональное питание, недостаточный по продолжительности сон, нарушение правил учебного труда.

Поэтому в целях совершенствования работы школы и органов здравоохранения по укреплению здоровья подрастающего поколения регулярно проводится массовое медицинское обследование учащихся.

В целом, все учащиеся по состоянию здоровья подразделяются на пять групп:

1. группа - здоровые учащиеся с нормальным психическим и физическим развитием;

2. группа - здоровые учащиеся, но с некоторыми функциональными и морфологическими отклонениями (со слабым развитием мышц, с нарушение осанки); учащиеся с функциональными отклонениями, являющимися временным следствием недавно перенесенных заболеваний; учащиеся склонные к частым простудным заболеваниям (т.е. со сниженным иммунитетом); учащиеся умеренными нарушениями зрения;

. группа - учащиеся с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии; учащиеся с физическими недостатками или серьезными последствиями травм не нарушающими, однако, возможности нормально учиться и приспосабливаться к разнообразным условиям среды;

. группа - учащиеся с хроническими заболеваниями, затрудняющими возможность нормально учиться;

. группа - учащиеся с неустранимыми тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья (инвалиды).

Из групп здоровья наиболее многочисленной является 2 группа. У учащихся этой группы снижены функциональные возможности организма и устойчивость к неблагоприятным факторам среды, нарушена гармоничность развития организма. При несоблюдении правильного режима учебной нагрузки у этих детей возможно ухудшение состояния их здоровья, развитие хронических заболеваний. Вместе с тем эти учащиеся еще не являются больными и не нуждаются в специальном лечении.

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...