Обоснование понятия “здоровьесберегающие технологии”: область применения, опыт

Учащиеся 3 и 4 групп должны находиться под постоянным наблюдением медицинских работников. Вопрос о возможностях их обучения в обычной школе решается индивидуально.

Среди хронических заболеваний и отклонений от нормального состояний здоровья, имеющих наибольшую распространенность в школьном возрасте, на первом месте стоят заболевания ЛОР-органов, на втором - нарушения нервно - психической сферы и функция органов чувств (например, близорукость), на третьем - нарушения обмена веществ (ожирение, избыточная масса), на четвертом - заболевания сердечно-сосудистой системы, на пятом - заболевания органов пищеварения.

При изучении здоровья следует учитывать определение уровня физического развития, степень полового созревания, уровень функциональных возможностей человека, состояние всех его органов и систем, а также данные заболеваемости.

В работе со школьниками педагогам необходимо учитывать тот фактор, что в жизнедеятельности любого человека наблюдается чередование периодов повышенной активности и покоя, обусловленное необходимостью восстановления запасов энергии, затраченной в период повышенной активности. У человека это чередование, как правило, имеет упорядоченный характер и появляется в зависимости от рола занятий, возраста, состояния здоровья и т.п. Этот переход включает несколько фаз. Первую фазу характеризует увеличение устойчивости внимания, возрастание сосредоточенности, уменьшение реакции на отвлекающие от работы факторы. В этой фазе происходит увеличение коэффициента эффект/усилие, т.е. при одном и том же усилии результаты работы возрастают. Вторая фаза - устойчивое рабочее состояние, когда человек максимально настроен на выполнение заданий, а коэффициент эффект/усилие высокий и устойчивый. Третья фаза - фаза утомления. Сначала утомление преодолимое: человек усилием воли способен продолжать работу с прежней интенсивностью, но коэффициент эффект/усилие снижается. Затем усталость становится непреодолимой и человек при всем желании продолжать работу сделать этого не может, результаты падают, коэффициент эффект/усилие резко снижается и работа полностью прекращается. Субъективным проявлением усталости является нередко и исчезновение желания продолжать работу, даже если она была начата с увлечением. Этот момент выражен тем сильнее, чем моложе ребенок, и в младшем школьном возрасте нередко является одним из первых проявлений утомления.

Утомление - это естественное физиологическое состояние организма, его основа - торможение в клетках центральной нервной системы, направленное на предотвращение значительного истощения запасов энергии, что могло бы привести к повреждению работающего органа или системы органов. Педагогам необходимо помнить, что признаки усталости особенно характерны у учащихся младших классов: ребенок отвлекается, не может сосредоточиться; его внимание привлекают посторонние предметы, он начинает смотреть в окно, на улицу и т.д. У учащихся среднего и старшего школьного возраста самоконтроль гораздо лучше, и признаки утомления проявляются не так явно.

На начальной фазе утомления ученик начинает спешить, почерк у него ухудшается, появляется все большее количество ошибок в работе. Если ребенка не переключить на другой вид деятельности (например, перейти о письма к чтению, от заучивания стихов к рисованию) или не сделать физкультурной паузы, то у него наступает вторая фаза утомления: возрастание возбуждения или вялость, сонливость, безразличие к окружающему.

Те, кто работает с детьми, должны учитывать, что все учащиеся класса в той или иной степени различаются по типам высшей нервной деятельности. В связи с этим устойчивость их к утомлению и характер наблюдающихся в ходе его развития явлений различны. В любом случае, учитель обязательно должен дать ученикам отдых или переключить их на другой вид деятельности, если замечает, что значительная часть класса отвлекается от дела, переговаривается и т.д.

Если отдых после работы недостаточен для полного восстановления физиологических возможностей организма, утомление в течение некоторого периода может перейти в особое патологическое состояние, получившее название переутомления. Это состояние организма, пограничное между здоровьем и болезнью. Оно выражается в целом ряде нарушений - в первую очередь, в ухудшении психических функций (ослабление памяти, снижение внимания, рассеянность т.д.) в нарушениях сна, аппетита, общей вялости и слабости.

Для предотвращения переутомления наряду с соблюдением требований, относящихся к организации самой работы (объем и сложность задания, темп и ритм выполнения, степень разнообразия и т.д.), важное значение имеет и обеспечение ее условий (четкий режим дня, полноценный сон, соответствующее затратам энергии питание, хорошая вентиляция помещения и т.д.).

Перейти на страницу: 1 2 3 

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...