Организация охраны здоровья в учебных заведениях: этапы осуществления, методы, примеры

Для наибольшей эффективности учебного процесса и максимального сбережения здоровья и энергии учеников, преподаватель должен организовать учебный процесс так, чтобы умственная деятельность детей равномерно чередовалась с физической и наоборот. (см. приложение2.)

А в пределах каждого из этих видов деятельности должен происходить переход от работы, требующей напряжения одних отделов центральной нервной системы (например, письмо) к напряжению других (чтение, заучивание наизусть) или напряжения одних групп мышц к напряжению других. Кроме того, педагог должен разъяснить учащимся, что их отдых должен быть активным, т.е. не пассивным время препровождением, а сменой одного вида деятельности на другой. Такой отдых является наилучшим, так как при нем поочередно активизируется течение физиологических процессов во всем организме; во-вторых, отдых во временно находящихся в покое частях организма при активно работающих других происходит более интенсивно и полноценно; в-третьих, достигается наилучшее развитие всего организма, всех его свойств и качеств, как физических, так и психических.

Учебный процесс рекомендуется организовывать таким образом, чтобы учащиеся могли прочно овладеть знаниями в установленном объеме, без ущерба для их здоровья, и чтобы обучение не препятствовало, а способствовало гармоничному развитию молодого организма. Для этого важно, чтобы и занятия в школе и приготовление домашних заданий не сопровождались переутомлением, а это возможно при учете закономерностей работоспособности детей в течение учебного дня, недели, года, при соблюдении требований гигиены учебного труда. Работоспособность учащегося нарастает, начиная с момента пробуждения, и достигает максимума к 11-12 ч. Затем следует снижение активности. Второй подъем активности, менее значительный и длительный, отмечается к 16-18 ч. Затем активность вновь снижается и становится наименьшей к моменту засыпания. Поэтому работоспособность учащихся всех возрастов на первом уроке невелика: происходит вхождение в учебу после периода ночного отдыха. Наивысших показателей за день работоспособность достигает на втором и третьем уроках; на четвертом она снижается и достигает минимума на пятом и шестом уроках.

В течение учебной недели также происходят изменения работоспособности и активности учеников. В понедельник она относительно невелика: в это время происходит вхождение в процесс после воскресного отдыха. Не случайно, видимо, бытует поговорка: “понедельник - день тяжелый”. Однако ко вторнику состояние организма переходит в устойчивое рабочее, и работоспособность за всю неделю наиболее высокой оказывается во вторник и среду. В четверг в связи с нарастающим утомлением работоспособность начинает снижаться и достигает минимума в пятницу и субботу.

Аналогичные изменения в активности учащихся наблюдаются и в течение учебного года. В начале первой четверти она невелика, хотя дети и отдохнули: происходит вхождение. Наивысших за весь учебный год показателей работоспособность учащихся достигает в конце первой и в начале второй четверти - это устойчивое рабочее состояние. В последствии в соответствии с чередованием периодов учебных занятий и каникул работоспособность то снижается, то возрастает. Однако утомление в течение года постепенно нарастает и, несмотря на каникулы, к концу учебного года работоспособность значительно снижается.

В начале урока происходит постепенное вхождение в рабочее состояние - на это уходит на первом уроке примерно 10 минут, на последующих около 5 мин. Длительность устойчивого рабочего состояния зависит от возраста: у учащихся младших классов оно длится 15-20 мин., среднего школьного возраста - 25-30 мин., у старшеклассников - 30-35 мин.

В соответствии с этими закономерностями и следует строить учебные занятия. Начальная часть урока - вводная. Учитель должен добиться здесь активизации учащихся, концентрации их внимания. Следующая часть - основная. Здесь происходит анализ наиболее сложного материала - будь то опрос или объяснение нового; последняя часть урока - заключительная, в это время закрепляются учебный материал, даются задания на дом и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...