Организация охраны здоровья в учебных заведениях: этапы осуществления, методы, примеры

Целесообразно в ходе урока чередовать виды деятельности: перемежать объяснения с записями в тетради, рассказ с показом наглядных пособий, решением задач- с устным счетом и т.д. Речь учителя должна быть в меру эмоциональной. Необходимо, также чередовать предметы, требующие различного характера деятельности: математику и физику с биологией, литературой, историей и т.д. исходя из этих же соображений, наиболее трудные для учащихся предметы следует ставить в расписание на вторник - среду, наиболее легкие - на пятницу-субботу. Контрольные работы следует проводить в середине недели. На втором-третьем уроках, но не в конце учебного дня или недели, когда учащиеся утомлены.

Важное значение для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся в течение всего учебного дня имеют правильно организованные перемены. Наиболее рациональны перемены продолжительностью 10-15 минут. Перемены длительностью 5 мин. неэффективны в том отношении, что восстановление работоспособности происходит недостаточно полно, а при более длительной перемене (25-30 мин.) для переключения организма с режима отдыха потребуется длительный период времени.

Наиболее полному восстановлению работоспособности учащихся способствует повышенная двигательная активность на переменах. Запрещение детям бегать, играть, активно двигаться на перемене - грубая педагогическая ошибка. Необходимо предоставить учащимся возможность проводить перемену по собственному усмотрению в играх малой и средней подвижности, под контролем старших. По возможности перемены следует проводить на свежем воздухе.

Вот некоторые рекомендации по тому, как наиболее рационально и правильно обеспечить учебный процесс ребенка:

1. Заниматься следует в правильно оборудованном месте. Край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, плечи находиться на одном уровне, спина быть прямой, голова должна быть лишь немного наклонена вперед. Наиболее частыми нарушениями правильной позы во время уроков являются: опускание головы и наклоны ее вбок, свисание локтя левой руки со стола, вследствие чего левое плечо опускается ниже правого, а позвоночник искривляется влево;

2. следующее условие - тщательное проветривание помещений, в результате чего усиливается обмен воздуха, содержащего повышенное количество углекислого газа, на наиболее свежий воздух улицы. В случае проветривания помещений в зимнее наиболее эффективным является широкое открывание окна или двери балкона на 1-2 мин. Общая продолжительность пребывания на воздухе, согласно гигиеническим требованиям, в младшем школьном возрасте должна быть не меньше 3 ч, в среднем-2,5 ч, в старшем-2 ч.;

. другое условие - хорошее освещение рабочего места и правильное положение учащегося во время занятий. Свет обязательно должен падать с левой стороны, на столе не должно быть никаких блестящих предметов, поверхность его должна быть матовой, иначе происходит утомление глаз. Светильник должен освещать лишь рабочую поверхность и скрывать от глаз светящуюся нить накала. Расстояние от книги до глаз при нормальном зрении должно быть 35-40 см. для предупреждения близорукости важно через каждые 20-30 минут делать перерыв. Следует знать признаки утомления глаз и предотвращать их появление: ощущение тяжести в глазных яблоках, мелькание в поле зрения, а затем тяжесть в голове, головная боль;

. при письме ручку следует брать за 4-5 см от кончика шарика. Допустимая продолжительность непрерывного письма: в возрасте 7-10 лет -10 мин, в 10-12 лет -15 мин., в12-15 лет -20 мин., в15-18лет-25-30 мин.;

. следующее условие - правильно организованные и регулярные перерывы между выполнением заданий. Неподвижное сидение за столом ведет к ухудшению снабжения крови, следовательно, и головного мозга, кислородом. Дело в том, что во время сидения позвоночник согнут вперед и влево. При этом ограничивается подвижность ребер, объем вдыхаемого воздуха резко снижается, легкие, особенно левое, сдавливаются. Создаются затруднения для работы сердца. Поэтому во время приготовления уроков следует делать небольшие перерывы, во время которых выполнять несколько физических упражнений. Среди них особенно полезна ходьба, наклоны туловища, размахивание руками, их поднимание и опускание, разведение в стороны, повороты головы, поднимание и опускание плеч, круговые движения ими. Начинать перерыв между занятиями следует с нескольких глубоких вдохов и выдохов для лучшей вентиляции легких. Длительность таких перерывов-1-2 мин. После выполнения наиболее трудных заданий целесообразно сделать более длительный (до 10-15 мин) перерыв, во время которого можно сделать несколько полезных и не требующих специального сосредоточения нетяжелых дел;

Перейти на страницу: 1 2 3

Биологические препараты

Биологические препараты - группа медицинских продуктов биологического происхождения, в том числе вакцины, препараты крови, аллергены, соматические клетки, ткани, рекомбинантные белки.  Смотреть...

Антибиотики

Большинство ученых подразумевает под антибиотиками не только антибактериальные вещества, образуемые микроорганизмами, но и соединения, обладающие антибактериальной активностью, выделенные из животных тканей и высших растений.  Смотреть...